Взаимосвязь шести вкусов со здоровьем тела и души описана ещё в древних аюрведических текстах на основании записей Ришей (мудрецы в индуизме). Сладкий вкус занимал особое значение в рационе человека всех времён, однако злоупотребление им, как и остальными пятью, уже тогда связывалось с серьёзными негативными последствиями.
Специалисты Аюрведы признают первенство сладкого среди всех шести вкусов. Дэвид Фроули в своих работах пишет «с точки зрения питательности, сладкий вкус – наиболее важный, поскольку обладает наивысшей питательной ценностью». Сладость – преобладающий вкус продуктов, состоящих из элементов Воды (ap) и Земли (prthvi). Энергетика этих элементов, которую содержит в себе сладкий вкус, необходима для здоровья.
Фроули пишет о сладком: «Каждый вкус имеет своё специфичное терапевтическое воздействие. Вкус сладкий укрепляет все ткани организма. Он гармонизирует ум и насыщает чувством довольства, успокаивает слизистые оболочки, действует как очень лёгкое слабительное. Сладкий вкус остужает чувство «жжения». Все эти качества сладости поддерживают процессы пищеварения». Совместно с Субхашу Ренэйд, Фроули отмечает: «Сладость имеет ту же природу, что и тело, улучшая человеческие ткани: плазму, мышцы, кости, нервные окончания. Сладкому вкусу так же предписываются питание органов чувств, улучшение цвета лица, придание бодрости. Психологически сладость поднимает настроение, даёт энергию и несёт в себе энергетику любви».
В поддержку значимости сладкого вкуса Джон Дойлард пишет: «Сладость, полученная из натурального продукта (рис, фрукты, кокос, орехи, ягоды и т.д.), покрывает «фактор удовлетворённости». Без этого человек бы покидал обеденный стол с чувством того, что «что-то не так», сам не понимая что именно». Именно сладкий вкус является ключевым элементом того, чтобы блюдо было не просто сытным, но вкусным. По этому поводу Чарака сказал следующее: «Пища должна быть вкусной (priya) и цельной (hita). Если она только вкусная, но не цельная, то такая еда не питает тело и органы чувств, а именно запах, вкус, зрение, осязание. Точно так же, если пища лишь полезна, но не даёт чувство сладости, она не насыщает вышеперечисленные «чувства», что так же не есть хорошо. Таким образом, выбор должен пасть на одновременно вкусную и здоровую еду».
Перенасыщение сладким вкусом
Аюрведический доктор Дойлард, поясняя корень данной проблемы, объясняет: «Проблема не в конфетах как таковых. Оставляя ум, тело и эмоции без должного питания всеми 6 вкусами в каждый приём пищи, мы постепенно становимся эмоционально не стабильными. Не будет питательного фундамента, который необходим для поддержания баланса в период стресса. В результате, при ментальной или физической слабости, человек часто пытается восполнить равновесие при помощи излишнего сладкого. Как правило, в ход идут не сладкие фрукты, а например, шоколад, пирожные, торты и так далее. В результате, сладкое становится незаслуженным виновником сахарной зависимости, в то время как сама причина – в другом». Действительно, сладкое, особенно простые сахара и несложные углеводы, может дать утешение и замаскировать неудовлетворённость, но лишь на некоторое время. Это подтверждает доктор Роберт Свобода: «Все пристрастия изначально являются зависимостью от сладкого вкуса – вкуса, который создаёт чувство удовлетворения в ахамкаре».
Длительное употребление белого сахара в большом количестве исчерпывает способность нашего организма правильно переваривать его. Это, в свою очередь, приводит к гиперчувствительности к сахару и обостряет Вату дошу». Фроули отмечает, что сахар и алкоголь являются самыми главными пищевыми триггерами, которые выводят доши из баланса.
Начиная с Чарака Самхита, было установлено, что чрезмерное увлечение привычками и продуктами, которые усугубляют Капху дошу. Это может привести к появлению prameha – известного как аюрведический диабет, при котором происходит чрезмерно частое мочеиспускание. Современные аюрведисты предупреждают: «Слишком большое употребление сладкого вредит селезёнке. Сладкий вкус создаёт тяжесть, закупоривая каналы, что увеличивает Капху и уменьшает Питту и Вату».
Аюрведическая философия определяет разум, как существующий в тонком или астральном теле. Фроули описывает его как «наиболее тонкую форму материи; ум легко возбудить, встревожить, расстроить или отвлечь. Он способен остро реагировать на сиюминутно происходящие события». В действительности, нет ничего сложнее, чем контролировать разум.
При оценке влияния сладкого вкуса необходимо понимать как физическую, так и ментальную конституцию. Выведенный из баланса, разум влечёт за собой проблемы как на уровне эмоций, так и физики. Нездоровые пищевые привычки приводят к расстройству prana vayu, вызывая зависимости. По словам Марка Халперна, «наибольшее количество праны и прана вайи поступает в наш организм через рот и нос. Дисбаланс прана вайи вызывает хаос в голове, что порождает чрезмерные деструктивные мысли, страх, беспокойство, нервозность».