За всю историю человечества можно вспомнить не так много государственных деятелей-вегетарианцев и защитников прав животных. Одним из таких политиков является бывший Президент республики Словения – Янез Дрновшек. В своём интервью он призывает задуматься о том, какую невообразимую жестокость причиняет человек животному.
– Янез, почему вы стали вегетарианцем и какие ощутили перемены в себе?
На мой взгляд, растительная пища намного качественнее. Большинство ест мясо просто потому, что их так воспитали. Что касается меня, то сначала я стал вегетарианцем, после чего веганом, исключив яйца и всю молочку. Я пошёл на этот шаг просто послушав внутренний голос. Вокруг такое многообразие растительных продуктов, которые способны полностью удовлетворить наши потребности. Тем не менее, многие по-прежнему считают, что веганство – чрезмерное самоограничение и, вдобавок, очень скучно. На мой взгляд, это совсем неправда.
– Связан ли ваш переход с серьёзной болезнью, которая случилась несколько лет назад?
Именно в это время я начал трансформацию своего питания. Первым шагом стал отказ от красного мяса, затем от птицы и, наконец, рыбы.
– На Всемирный День защиты животных вы пригласили членов общества по правам животных для дискуссии. Какие темы обсуждались на встрече?
Я пригласил их, главным образом, чтобы вместе попытаться донести информацию до широкой публики. Мы не всегда понимаем и осознаём наше отношение к животным. Тем временем они – живые создания. Как я уже сказал ранее, мы выросли в таком мышлении и едва ли задаёмся вопросами, чтобы захотеть что-то изменить. Если же на минуту призадуматься, какое влияние оказываем на животный мир, становиться страшно. Скотобойни, насилования, условия содержания и перевозки животных, когда у них нет даже воды. Это происходит не потому, что люди плохие, а потому, что они не задумываются обо всём этом. Видя «конечный продукт» на своей тарелке, мало кому придёт в голову подумать, чем был твой стэйк и каким образом он стал тем, чем он стал.
– Я правильно понимаю, что ваш основной мотив стать вегетарианцем – этические соображения?
Этика – это одна из причин. Другой причиной является то, что человек просто не нуждается в плоти животного. Это лишь закоренелые модели мышления, которым мы следуем из поколения в поколение. Думаю, что такое положение вещей очень трудно изменить в одночасье, но постепенно – вполне реально. Именно так это произошло со мной.
– В СМИ вы выступили против субсидирования массового животноводство. Какова была ваша причина?
Я не согласен с приоритетом Европейского союза в стопроцентной поддержки сельского хозяйства, особенно мясной индустрии. Природа намекает нам всеми способами: коровье бешенство, птичий грипп, свиная чума. Очевидно, что что-то идёт не так, как должно. Наши действия выводят природу из равновесия, на что она реагирует предупреждениями для всех нас.
– Многие вегетарианские продукты дороже мясных, что вовсе не способствует выбору в пользу первых. Считаете ли вы, что доступность здоровой и разнообразной растительной пищи поможет улучшить ситуацию?
Конечно, этот фактор оказывает некоторое влияние. Однако я убеждён, что первопричиной является осознанность людей. Это о том, чтобы открыть человеку глаза на то, что происходит и частью чего он является. Считаю, что это ключевой момент.
Перемена в «умах» и сознании позволит привести к изменениям в политическом курсе, сельскохозяйственной политике, субсидий и будущего развития. Вместо того чтобы поддерживать мясомолочную промышленность, можно вложиться в органическое земледелие и её разнообразие. Такой курс развития был бы куда более «дружественен» по отношению к природе, потому как органика предполагает отсутствие химических удобрений и добавок. В результате, мы бы имели качественную пищу и не загрязнённую окружающую среду. К сожалению, реальность пока что далека от вышеописанной картины и связано это с интересами крупных производителей и конгломератов, а так же их огромной прибыли.
Тем не менее, я вижу, что осознанность людей в нашей стране начинает расти. Люди всё больше интересуются натуральными альтернативами химическим продуктам, некоторые становятся небезразличными к вопросам, связанными с животными.
– Каково ваше мнение относительно тестирования на животных?
Да, это ещё один острый вопрос, который активно обсуждается в Великобритании, в Европе. Каждый из нас должен спросить себя, готов ли он стать субъектом такого тестирования. Во время второй мировой войны мой отец был заключённым в концлагере в Дахау, где он и ещё тысячи людей подвергались подобным медицинским экспериментам. Некоторые скажут, что тестирование на животных необходимо для развития науки, но я уверен, что можно использовать более гуманные способы и решения.