68-летний немец Йоахим Клекнер, автор книги «Маленький минималист» известен как популяризатор идеи минимализма и ограниченного потребления.
Он живет на пенсию, владеет всего 50 (!) вещами, ведет блог и выступает с лекциями об отказе от лишнего.
— Впервые потребность в оптимизации возникла у меня в 1986 году. Было начало мая, когда я увидел хлопья снега на улицах родного Касселя: это был не запоздалый снегопад, а последствия Чернобыльской катастрофы. Я не хотел оставаться в стороне, выучился на энергетического консультанта и начал помогать компаниям сберегать энергию. Работа доставляла мне огромное удовольствие — особенно осознание того, что я вношу вклад в заботу об окружающей среде. На этом фоне я занялся и оптимизацией собственной жизни: начал мастерить мебель своими руками — для себя и для друзей.
Со временем Клекнер распродал и раздал практически все свое имущество. Как он сам говорит, когда избавился от всех вещей, которые копились у него много лет, то почувствовал огромное облегчение — в жизни будто бы освободилось пространство для воображения, мыслей о себе, мире и счастье.
В 2008 году он переехал из небольшого Касселя в Берлин, но в одной квартире подолгу не задерживается.
— С каждым переездом я брал с собой все меньше вещей. Постепенно мой гардероб уменьшился до двух пар трусов, носков и обуви. Еще есть две футболки и два комбинезона — летний с короткими рукавами, зимний с длинными, — плед и рюкзак. Вот, пожалуй, и все.
Вещи я покупаю в магазине спецодежды, поэтому она белого и желтого цвета — это, кстати, очень практично. Я могу стирать все вместе: цвета не тускнеют, и я сберегаю энергию. Сплю я обычно на надувном матрасе.
Даже сейчас, будучи владельцем плюс-минус пятидесяти вещей, я регулярно себя спрашиваю — нужен мне этот плед или я могу обойтись без него? И зачастую от чего-то отказываюсь. Мой процесс избавления от лишнего длится более двадцати лет.
Единственные вещи, от которых Клекнер не может отказаться в принципе, — это планшет, телефон и часы Apple Watch. Последние помогают ему отслеживать свой сердечный ритм, так как от проблем с сердцем скончался его отец.
В настоящее время немец снимает комнату в студии художника. Его основные источники дохода — это пенсия и гонорары за семинары по минимализму: стиль жизни пенсионера вызывает особый интерес в Швейцарии, Австрии и Германии, и он часто ездит с лекциями о нем по разным странам.
— Друзья и родственники отреагировали на изменения в моей жизни с любопытством. Некоторые — с непониманием. Моя мама сказала: «Да, человек способен так жить, как ты... После войны мы все были вынуждены так жить. Но свободного выбора в пользу подобного стиля жизни я не понимаю…"
Мой 32-летний сын тоже живет совершенно иначе — у него огромное количество вещей, и меня это, если честно, радует. Значит, он выбрал собственный путь, свободный от моего воздействия.
Клекнер рассказывает, что избавление от ненужных вещей делает человека гораздо счастливее, так как он находится в большей гармонии с окружающим миром, за счет чего у него увеличивается и содержание т. н. гармонов счастья — дофамина, серотонина и окситоцина.
Многие жители городов страдают сегодня от депрессии из-за того, что не получают эти самые гормоны на протяжении долгого времени. По его мнению, повседневность современного человека занята мыслями о налогах, доме, предстоящих тратах и других материальных вещах.
— Радость от покупки испарится через несколько секунд: согласно исследованиям, чувство удовлетворения от приобретения чего-то нового длится в среднем восемь секунд. И чем больше вещей человек скупает, тем больше пространства и мыслей они будут занимать — это обслуживание квартиры, дома, машины, налоги на все эти принадлежности. Избавившись от излишков, я приобрел время на жизнь и людей: кооперацию (серотонин) и коммуникацию (окситоцин).
Как говорит немец, потребуется несколько поколений, прежде чем люди научатся качественно заполнять свое пространство.
Минимализм — это как раз-таки один из инструментов, который помогает подойти к сценарию своей жизни индивидуально и высвободить пространство для креативности.
- - - - - - - - - - - - - -
А что вы думаете по этому поводу? смогли бы так?