Древнее растение земель Амазонки, аяхуаска на протяжении тысячелетий использовалась в целях целительства и гаданий в странах Перу, Колумбия, Эквадор и Бразилия коренными шаманами и метисами. Замысловатые ритуалы приготовления и применения аяхуаски передаются местными целителями из поколения в поколение. Во время целительных церемоний растение используется в качестве инструмента для диагностики обнаружения причин болезни больного.
Подробная история аяхуаски относительно малоизвестна, потому как первые записи о растении появились лишь в 16 веке с появлением испанских конкистадоров. Однако полагается, что найденная в Эквадоре церемониальная чаша со следами аяхуаски датируется более 2500 лет назад. Аяхуаска является основой традиционной медицины как минимум 75 коренных племён всей Нижней и Верхней Амазонки.
Шаманство – древнейшая духовная практика человечества, которая согласно археологическим данным, практикуется в течение 70 000 лет. Это не религия, но способ установления трансперсональной связи с духовным\внутренним миром (астралом). Шаманы рассматривают болезнь как дисгармонию в человеке на энергетическом и духовном уровнях. Будучи нерешённым, дисбаланс может привести к физической или эмоциональной болезни. Шаман «обращается» к энергетическому аспекту болезни, совершая путь в астральный мир или мир духов – реальность, параллельная физической.
В отличие от других священных лекарственных средств, аяхуаска представляет собой смесь двух растений – аяхуаска вайн (Banisteriopsis caapi) и листья чакруны (Psychotria viridis). Оба растения собирают в джунглях, из чего затем делают микстуру, которая открывает доступ к миру духов. То, как амазонские шаманы придумали такое сочетание – остаётся загадкой, ведь в лесах Амазонки насчитывается около 80 000 лиственных растений.
С точки зрения химии, листья чакруны содержат мощный психотропный диметилтриптамин. Само по себе вещество, принятое орально, не является активным, поскольку переваривается в желудке ферментом моноаминоксидаза (МАО). Однако некоторые химические вещества в аяхуаски имеют ингибиторы МАО в виде хармина, в результате чего фермент не метаболизирует психоактивное соединение. Таким образом, хармин – химически идентичный органическим триптаминам в нашем мозгу – циркулирует через кровоток в мозг, где вызывает яркие видения и позволяет получить доступ в потусторонние миры и к нашему скрытое, подсознательное «я».
Традиционно использование аяхуаски в амазонских практиках ограничивается лишь целителями. Интересно, что напиток не предлагался любому больному, пришедшему на церемонию, чтобы установить диагноз и получить лечение. При помощи аяхуаски знахари распознавали разрушительную силу, влияющую не только на самого человека, но и на племя в целом. Использовалось растение и для других целей: чтобы помочь принять важные решения; попросить совета у духов; решить личные конфликты (между семьями и племенами); объяснить произошедшее мистическое явление или хищение; узнать, есть ли у человека враги; узнать, верен ли супруг\супруга.
За последние 20 лет многие иностранцы и жители Амазонки приняли участие в церемониях, которые проводились под руководством квалифицированных целителей, с целью выявить причины болезней и дисбаланса. Фактически, это означает, что исцеление становится совместным творческим взаимодействием между целителем, духами растений, пациентом и его внутреннем «врача». Алкоголик берёт личную ответственность за проблемы, которые были скрыты в бессознательном и привели к энергетическим блокам – зачастую и есть первоисточник болезни и психоэмоционального дисбаланса.
Напиток аяхуаска активно очищает организм от червей и других тропических паразитов. Черви уничтожаются алкалоидами группы гармалы. Во время приёма необходимо в течение некоторого времени (чем дольше, тем лучше) воздерживаться от следующих пунктов: острый перец (считается антидотом аяхуаски), чеснок и лук, цитрусовые, соль, сахар, специи, жирная пища (особенно мясо), сыры, алкоголь, сексуальная активность. Любые контакты с противоположным полом, в том числе и простые прикосновения, не допускаются в подготовительный к приёму лекарства период. Это является обязательным условием для оздоравливающего эффекта аяуаски.
Одна из главных сложностей интегрирования аяхуаски в лечение на Западе – это отчуждённость от целостности с природой последнего.
Самолечение аяхуаской без присутствия и наблюдения опытного целителя не рекомендуется. Безопасность, степень исцеления, так же как и общая эффективность в таком случае не гарантируется