Слово «веган» было придумано в 1943 Дональдом Ватсоном: он просто сократил слово «вегетарианец». В то время в Англии преобладала тенденция перехода от строгого вегетарианства к более либеральному рациону, в который были включены яйца и молочные продукты. Поэтому была создана ассоциация веганов с целью возрождения ценностей изначального вегетарианства. Наряду с принципом чисто растительного питания, веганы стремились уважать право животных на свободную и естественную жизнь во всех иных сферах своей жизни: в одежде, транспорте, спорте и т. д.
Приблизительно пятнадцать тысяч лет тому назад охота была постепенно заменена сельским хозяйством и ручным трудом. Это изменение дало человеческому роду возможность выжить и вести оседлый образ жизни. Однако возникшая таким образом цивилизация насквозь пропитана видовым шовинизмом, сплошь и рядом интересам одних видов отдаётся предпочтение в ущерб интересам других видов. Больше того, эта цивилизация оправдывает эксплуатацию и уничтожение «низших видов».
Видовой шовинизм применительно к животным – то же самое, что сексизм и расизм применительно к людям, т. е. та ситуация, когда интересами представителей одной группы пренебрегают в угоду интересам представителей другой группы под предлогом того, что между ними существуют различия.
В современном мире осуществляется широкомасштабная эксплуатация животных на фермах. По соображениям здоровья, как правило, большинство вегетарианцев следует модифицированным версиям растительного питания («лакто-ово-вегетарианству»), забывая о страданиях животных и природы.
Многие лакто-ово-вегетарианцы не придают значения тому, что новорожденных телят сразу же забирают у матери. Если телёнок мужского пола, то спустя несколько недель или месяцев его жизнь завершается на скотобойне; если же это телица, то её вырастят в дойную корову, и порочный круг страданий замкнётся.
Для того, чтобы в полной мере достичь аутентичности в качестве человеческих существ, видовой шовинизм должен быть признан таким же табу, как каннибализм. Мы должны прекратить относиться к животным и к природе в целом как к нашим жертвам. Мы должны уважать жизни других живых существ и усвоить этику отказа от видового шовинизма.
Веганизм подразумевает отказ от использования любых продуктов животного происхождения, не только продуктов питания, но и продуктов, используемых с целью производства одежды, лекарств, средств гигиены. Веганы сознательно избегают эксплуатации животных в научных целях, в религиозных церемониях, в спорте и т. д.
Составной частью веганизма также является веганское сельское хозяйство, развиваемое в рамках современного органического земледелия. Такое сельское хозяйствование подразумевает отказ от использования продуктов животного происхождения, а также готовность разделять землю с другими живыми существами.
Новые отношения человека с животными, живущими на одной с нами планете, должны быть основаны на уважении и тотальном невмешательстве. Единственное исключение возможно в том случае, когда животные угрожают нашему здоровью, гигиене и благополучию на нашей собственной территории (угрожают месту жительства, органически культивируемым землям и т. д.). В этом случае на нас лежит ответственность за то, чтобы самим не превратиться в жертв и удалить животных с этой территории как можно более милосердным образом. Больше того, мы должны воздерживаться от причинения страданий нашим домашним животным. Опасность владения животными заключается в том, что оно приводит к развитию видового шовинизма и поведенческой модели «насильник-жертва».
Одомашненные животные играли роль питомцев на протяжении многих столетий, поэтому одного их присутствия достаточно для того, чтобы у нас возникало чувство комфорта. Именно это чувство комфорта является причиной эксплуатации этих животных.
То же самое справедливо в отношении растений. Старинная привычка украшать жилища горшочками с цветами и букетами питает наши эмоции – ценой того, что мы лишаем эти растения их естественной среды обитания. Кроме того, нам приходится заботиться об этих растениях, и это, опять же, приводит к формированию комплекса «насильник-жертва».
Органический садовник стремится к воспроизводству растения, сохраняя лучшие семена своего урожая для следующего года и продавая или употребляя остальные семена. Он работает над улучшением грунта возделываемой земли, оберегая реки, озёра и грунтовые воды. Выращиваемые им растения обладают отличным вкусом, не содержат химических удобрений, полезны для здоровья.
Принцип полного невмешательства в жизнь мира животных и отсутствие растений в наших домах может показаться радикальной мерой, но она вполне вписывается в доктрину отказа от видового шовинизма. По этой причине строгий веган, который принимает в расчёт интересы не только животного, но и растительного царства, природы в целом, также зовётся эко-веганом, с целью отличить его от того вегана, который, например, считает, что должен заниматься спасением выброшенных на улицу кошек и собак.
Следуя стилю жизни эко-веганов, мы, хотя уже и не имеем прямого отношения к эксплуатации царства животных, по-прежнему зависим от минерального и растительного царств. Это означает, что нам следует выплачивать долги природе, дабы с чистой совестью наслаждаться её плодами.
В заключение следует отметить, что эко-веганизм, в рамках которого мы стремимся к минимизации экологического ущерба, включает этичное потребление, простоту быта, контроль рождаемости, честную экономику и реальную демократию. Опираясь на эти ценности, мы надеемся положить конец тому безумию, которое человечество культивирует последние пятнадцать тысяч лет.