Обри Гейтс Кинг из США рассказывает о двухлетнем опыте проживания в китайской деревне и о том, как всё это время ей удавалось придерживаться веганской диеты в стране, где это кажется невозможным.
«Юньнань – самая юго-западная провинция Китая, граничащая с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. В рамках страны, провинция прослыла раем для путешественников-авантюристов и «бэкпэкеров». Богатая культурой этнических меньшинств, знаменитая рисовыми террасами, «каменными» лесами и заснеженными горами, Юньнань стала для меня действительно подарком.
В Китай меня привело некоммерческое преподавательское сообщество под названием «Teach For China». Я проживала в школе вместе с 500 студентами и 25 другими учителями. Во время первой встречи с директором школы, я объяснила ему, что не ем ни мясо, ни даже яйца. В китайском языке нет слова «веган», их они называют строгими вегетарианцами. Молоко и молочные продукты обычно не используются в китайской кухне, вместо этого на завтрак – соевое молоко. Директор сообщил мне, что, к сожалению, школьная столовая готовит преимущественно на свином жире, нежели на растительном масле. «Ничего страшного, я буду готовить для себя сама» - ответила тогда я.
В результате всё оказалось не совсем так, как я тогда думала. Однако учителя с лёгкостью согласились использовать масло канолы для овощных блюд. Порой повар готовила мне отдельную, полностью растительную порцию. Она часто делилось со мной своей порцией варёных зелёных овощей, поскольку знала, что я очень люблю их.
Кухня Южного Китая кисло-острая и первое время я просто ненавидела все эти маринованные овощи. Они так же любили подавать горький баклажан, который мне страшно не нравился. По иронии судьбы, в конце первого семестра я уже просила добавки тех самых маринованных овощей. По окончанию стажировки тарелка с лапшой казалась немыслимой без доброй порции уксуса. Теперь, когда я вернулась в США, во все мои блюда добавляется горсть маринованных овощей!fennel_dumplings_noodles_tofu-700x700.jpg
Местные культуры в Юньнане варьировались от канолы, риса и хурмы до табака. Я любила прогуливаться до рынка, который располагался вдоль главной дороги каждые 5 дней. Там можно было найти всё что угодно: свежие фрукты, овощи, чай и безделушки. Мой выбор особенно приходился на питахайю, чай улун, сушёную зелёную папайю и местные грибы.
За пределами школы выбор блюд на обед вызывал определённые сложности. Нельзя сказать, что там не слышали про вегетарианцев: люди часто говорили мне «О, моя бабушка тоже так делает» или «О, я не ем мясо один месяц в году». В Китае значительная часть населения – буддисты, которые питаются преимущественно веганством. Однако в большинстве ресторанов существует менталитет того, что самые вкусные блюда – мясные. Самое сложное – это было убедить поваров, что я действительно хотела просто овощей.
К счастью, чем дешевле ресторан, тем меньше было заморочек. В таких маленьких аутентичных местечках моими любимыми блюдами были фасоль Пинто, обжаренная с маринованными овощами, баклажанами, копчёной капустой, острым корнем лотоса и, как я говорила выше, горьким баклажаном.
Я проживала в городе, известном гороховым пудингом под названием ван доу фен, веганское блюдо. Делается путём растирания в пюре гороха без кожуры и добавлением воды, пока масса не станет густой. Подают его либо твёрдыми «блоками», либо в виде горячей каши.
Я верю, что питаться растительно можно в любой точке мира, особенно в его восточном полушарии, потому как никто не потребляет столько мяса и сыра, как на Западе. И как сказали мои всеядные друзья «Китай определённо знает как готовить овощи».