Организация Объединённых Наций (ООН) объявила 2016й год «Международным годом зернобобовых». Но бы даже этого и не произоошло, всё равно прошлый год можно без сомнений признать «годом веганов». Только в одних США насчитывается 16 млн. веганов и вегетарианцев… В 2016м мировой рынок вегетарианских и веганских заменителей мяса досиг объема $3.5 млрд, а по прогнозам, к 2054 году производимых промышленно 1\3 мясных продуктов заменят растительные альтернативы. Откровенно анти-вегетарианская, мясоедная популярная диета «палео» была развенчана: британские учёные на уровне Минздрава опровергли гипотезу о пользе «палеолитической диеты» и признали её худшим диетическим трендом прошедшего 2015года.
Кроме того, в 2015-2016-м появилось немало новых вегетарианских и веганских трендов: причем как полезных, так и не очень! Тренды года:
1. «Без глютена». Безглютеновый бум продолжается, во многом подогреваемый рекламой производитей такой продукции, которые заставляют покупать «безглютеновые» продукты питания даже людей, не страдающих аллергией на глютен. По статистике, целиакцией (аллергией на клейковину) страдает лишь 0.3-1% населения планеты. Но «война» с клейковиной продолжается. По последним прогнозам американцев, к 2019му году безглютеновых продуктов будет продано на сумму около двух с половиной миллиардов долларов США. Безглютеновые продукты не несут особой пользы людям, у которых нет аллергии на глютен. Но это явно не останавливает покупателей, которым, видимо, хочется порадовать себя и семью чем-то «полезным» для себя и семьи – при этом не вдаваясь в подробности.
2. «На растительной основе». Популярность маркировки «plant-based» в США (откуда к нам приходят все веганские тенденции) спорит с слоганом «без глютена». Покупатели сметают с прилавков всё, что «на растительной основе»! Отлично продаются котлеты, «молочные» (соевые) коктейли, протеиновые батончики, сладости – обязательно «на растительной основе». Проще говоря, это значит, всего-лишь, «100% веганский продукт»… Но «plant based» звучит гораздо моднее, чем привычное уже «vegan».
3. «Полезный для пищеварительной системы». Ещё один модный тренд\бренд, который делает заголовки веганской – и не только! – прессы. Можно говорить о втором пике популярности пробиотиков, т.к. на Западе всё чаще говорят о «пользе пищеварению». И правда, ведь пробиотики позволяют укрепить иммунитет! Не говоря о том, что наладить отличную работу кишечника – это буквально первая задача на любой диете, и особенно в первые месяцы, например, перехода на веганство или сыроедение. Как бы то ни было, «пробиотики», «дружественная микрофлора» и прочие термины, намекающие на происходящее в недрах нашего кишечника – в тренде. Внимание правильно питающейся общественности к этой стороне вегетарианства и веганизма подстёгивается не только давно доказанной пользой для общего здоровья.
4.Зерновые культуры народов древности. «Без глютена» или с ним, но «древние зёрна» это супер-тренд 2016го года. Амарант, киноа, просо, булгур, камут, гречка, фарро, сорго – эти слова прочто заняли место в словаре вегетарианца, следящего за новейшими тенденциями. И правда, ведь эти цельнозерновые крупы не только поставляют в организм тонны клетчатки и белка, но и вкусны, и разнообразят рацион. В США их теперь называют «древними зёрнами будущего». Не исключено, что будущее действительно именно за этими крупами, богатыми полезными веществами, а не за генно-модифицированным китайским и индийским белым рисом.
5. Мода на пищевые дрожжжи. В США пошла мода на «пищевые дрожжи» - Nutritional East – сокращённо Nooch. «Нуч» – не что иное, как обычные пищевые (гашёные) дрожжи. Этот полезный продукт содержит тройную дневную норму витамина В12 всего в 1 столовой ложке, а кроме того богат белком и клетчаткой. «Ну и в чём тут новость, – спросите вы, – дрожжами нас кормили ещё бабушки!» Фактически, «новинка» состоит в новом названии и новой упаковке старого продукта. Пишевые дрожжи «Нуч» ещё называют «веганским пармезаном» и они сейчас в тренде. Пищевые дрожжи можно понемножку добавлять в макароны, смузи, и даже посыпать ими попкорн.
6. Жир … реабилитирован! Ещё недавно многие «научные» источники наперебой твердили, что якобы жир вреден. И наперебой предлагали способы как себя от него оградить. Сегодня учёные «вспомнили», что если на минуту отвлечься от проблемы ожирения, остро стоящей в США (где ей страдают от 30% до 70% процентов населения по разным подсчётам), то жир – необходим! Без жира человек просто умрёт. Он является одним из 3 необходимых в диете ингредиентов: углеводы, белки, жиры. На жир приходится примерно 10%-20% потребляемых ежедневно калорий (точных цифр нет, т.к. на этот счёт у диетологов нет единого мнения!). Так что теперь модно потреблять… «полезные жиры». Что это такое? Ни что иное, как – обычные, в общем-то – натуральные, не обработанные жиры, содержащиеся в наших любимых веганских и вегетарианских продуктах: к примеру, в орехах, авокадо или йогурте. Теперь модно знать, что жир, сам по себе – не вреден!
7. Вторая такая «реабилитация» произошла с сахаром. Учёные, опять же, «вспомнили», что сахар просто необходим для жизнедеятельности организма человека, в том числе для поддержания здрового состояния и функционирования мозга и мышц. Но, как и в случае с жиром, надо лишь потреблять «здоровый» сахар. И чуть ли не «чем больше, тем лучше»?! Так оформился тренд на фрукты с повышенным содержанием сахара. Идея в том, что такие фрукты (по крайней мере, якобы) дают быстрый заряд энергии. «Модные», т.е. самые «сахарные» фрукты – это: виноград, мандарины, вишня и черешня, хурма, личи, финики, инжир, манго, банан, гранат – и, конечно, сухофрукты, в которых содержание сахара ещё выше, чем в не сушёных фруктах. Возможно, этот (как предыдущий) тренд связан с тем, что на Западе люди, интересующиеся здоровым образом жизни, всё больше узнают про спортивное питание. Ведь в отличие от тех, кто страдает ожирением и ведёт сидячий образ жизни, люди, которые занимаются фитнесом, ценят продукты, содержащие «полезный» жир и «натуральный» сахар: они позволяют быстро восполнять потребности организма в этих питательных веществах. Важно лишь не забыть, откуда берутся все эти на первый взгляд противоречащие тренды, и не перепутать, что нужно конкретно вам – худеть – сократить содержание сахара и жира – или растить мышцы и качественно восполнять энергопотери организма, связанные с интенсивными тренировками.
8. В этой связи не удивительно оформление нового тренда – «спортивное питание в веганской диете». Всё больше веганов интересуются растительными пищевыми добавками для спортсменов. Многие БАДы, разработанные «для качков», вполне применимы и не-спортсменами. Так, например, повышенной популярностью пользуются 100% этичные веганские протеиновые порошки, мака-паудер, BCAA (аминокислоты с разветвлёнными боковыми цепями), пост-тренировочные коктейли и подобные продукты. Британские наблюдатели называют это одним из 10 ведущих веганских трендов года. При этом, отмечают маркетологи, потребители отдают предпочтение микро-брендам, а не продукции компаний-гигантов – вероятно, стремясь получить ещё более натуральный и высококачественный этичный продукт.
9. «Биодинамик» – это новый «Органик». Пожалуй, нет людей, интересующихся здоровым питанием, которые не слышали про «органические» продукты – выращенные в грунте, без применения пестицидов и другой вредной «химии»! Многие даже взяли за правило искать в супермаркетах и на рынках именно такие продукты, и это имеет под собой серьезное научное обоснование. Термин «органик» так прочно вошёл в обиход, что… перестал быть модным. Но «свято месту пусто не бывает», и теперь можно попробовать взять как бы новую высоту – есть «биодинамик». «Биодинамические» продукты ещё более безопасные, полезные, и элитные, чем «органические». «Биодинамические» продукты выращены в фермерском хозяйстве, которое а) не использует пестициды и хим. удобрения, б) полностью самодостаточно в плане своих ресурсов (а это, в числе прочего, экономит «карбоновые мили»). То есть, такая ферама возводит идею органического сельского хозяйста (ОСХ) на новую высоту. Масанобу Фукуока был бы счастлив. Процесс внедрения нового сельхозстандарта начала вредрять всего одна розничная сеть – американская Whole Food Market – но неисключено, что инициатива будет поддержана. Плохая новость в том, что, как очевидно, «биодинамик» будут ещё дороже, чем «органик».
10. «Осознанное питание» – ещё один ну о-очень древний тренд, который «вернулся» в XXI веке! Идея метода в том, что есть надо не перед телевизором и не за компьютером, а «с чувством, с толком, с расстановкой» – т.е. «осознанно». В США сейчас крайне модно говорить о том, как важно «tune-in» во время трапезы – т.е. «настроиться» на еду (а не телепрограму) во время приёма пищии. Это, в частности, подразумевает – смотреть в тарелку, пробовать всё что ешь и тщательно жевать, а не заглатывать поскорее, а также испытывать благодарность Земле и Солнцу за то, что вырастили эту еду, да и, наконец, просто получать удовольствие от приёма пищи. Идея – словно из эпохи «Нью-Эйдж», но можно лишь порадоваться её возвращению! Ведь как было недавно доказано, что именно такое «осознанное питание» помогает бороться с одной из новейших «болезней XXI века» – синдромом FNSS («Full but Not Satisfied Syndrome»). FNSS – это когда человек ест «до отвала», но не испытывает насыщения: одна из причин ожирения в США и других развитых странах мира, где велик уровень стресса и «сверхбыстрый» уровень жизни. Адепты нового метода утвержадают, что если следовать принципу «осознанного питания», можно привести свой вес и гормоны в порядок, при этом не так сильно ограничивая себя в калориях и сладком.