С точки зрения буддизма, разум – творец как здоровья, так и болезни. В действительности, он же – источник всех наших проблем. Разум не имеет физической природы. Он, с точки зрения буддистов, бесформен, бесцветен, беспол. Его природа чиста, безгранична, всеобъемлюща, словно солнце, сияющее в ясном небе.
Проблемы или болезни сравниваются с облаками, закрывающими солнце. Подобно тому, как облака временно загораживают солнце, не имея свойственной ему природы, наши болезни носят временный характер, а их причины могут быть устранены.
Пожалуй, едва ли можно найти человека, незнакомого с концепцией кармы (что буквально означает действие). Все наши поступки отпечатываются в потоке сознания и имеют потенциал к тому, чтобы «дать росток» в будущем. Эти действия\поступки могут быть как положительными, так и отрицательными. Считается, что «кармические семена» никогда не проходят мимо. Негативные вызревают в виде неудач и болезней, позитивные же приносят счастье, здоровье и успех.
Чтобы избавиться от уже существующей болезни, мы должны совершать положительные действия в настоящем времени. Буддисты верят: всё то, что происходит с нами сейчас, является результатом наших предыдущих действий не только в этой жизни, но и в прошлых.
Для стойкого исцеления нам необходимо не только лечить внешние симптомы заболевания при помощи медикаментов или натуральных трав, но и воздействовать на причину, которая берёт своё начало в разуме. Если мы не очищаем свой разум, то болезнь возвращается к нам снова и снова.
Главным корнем наших проблем и болезней является эгоизм, наш внутренний враг. Эгоизм порождает негативные действия и чувства, такие как ревность, зависть, злость, жадность. Эгоистичные мысли увеличивают нашу гордость, вызывая чувство зависти по отношению к тем, кто имеет больше нас, чувство превосходства перед теми, у кого есть меньше, чем у нас, а так же чувство конкуренции с теми, кто наравне. И наоборот, мысли и действия, направленные на благополучие других, приносят счастье и умиротворение.
Тибетская медицина является достаточно популярной и эффективной. Она основана на лечении травами, но её уникальность заключается в том, что во время приготовления лекарств произносятся молитвы и мантры, наполняющие их энергией. Благословленные лекарства и вода оказывают тем более мощный эффект, чем более духовно развит человек, выполняющий духовные практики во время приготовления. Имеют место случаи, когда просветлённый тибетский лама дует на поражённый участок тела, после чего наступает излечение или уменьшение боли. Сострадание – это сила, которая лечит.
Визуализация так же может быть мощным инструментом исцеления. Один из буддистских методов: визуализация светящегося белым светом шара над головой, который распространяет свет во всех направлениях. Представляйте, как свет распространяется через ваше тело, полностью растворяя болезни и проблемы. Такая визуализация ещё более эффективна в сочетании с воспеванием мантр. Важно отметить, что религиозные верования здесь не имеют значения.
В буддизме много говорится о вопросе восприятия. Если кто-то злится на нас, мы имеем выбор: сердится в ответ, либо быть благодарным за предоставленную возможность практиковать терпение и очистить карму. На это может уйти много времени.